Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Совет
Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным
государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный
стандарт дошкольного образования.
В соответствии с новым законом «Об образовании в
Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным
уровнем общего образования. Как отметила директор Департамента государственной
политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия
Зырянова, "с одной стороны, это признание значимости
дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к
дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года
рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под
руководством директора Федерального института развития образования Александра
Асмолова.
Как рассказал А.Асмолов, "в соответствии с
принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в
ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры
полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство
является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование
выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере
услуг.
В основу стандарта была положена
культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой
критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти
системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как
ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип
стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от
диагностики отбора к диагностике развития.
Центральная психодидактическая технология стандарта –
это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не
только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не
допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка
дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в
стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской
игры".
В
июне 2013 года проект ФГОС дошкольного образования был представлен на широкое
общественное обсуждение. Свыше 300 замечаний и предложений, поступивших на
проект стандарта, были рассмотрены на заседании Совета Министерства образования
и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным
стандартам 3 июля 2013 года.
В
соответствии с решением Совета проект ФГОС дошкольного образования был
доработан и внесён на повторное рассмотрение. На основе заключений 11
экспертных организаций и рекомендации рабочей группы общего образования Совет
Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным
государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 года принял решение
утвердить ФГОС дошкольного образования.
Федеральный
государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в
российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу с 1
сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Образовательные
организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и
утверждать свои основные образовательные программы на основе федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерных
основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут
сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре.
Образовательные
программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей
дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в
том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого
и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального
общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного
возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Федеральный
государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:
1)
структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению
обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой
участниками образовательных отношений) и их объему;
2)
условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым,
финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3)
результатам освоения основных образовательных программ.
В
отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой
оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного
образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой
аттестации обучающихся.
Проект ФГОС
|